В Тюмени на форуме «Молодой специалист – строитель будущего» говорили о будущем строителей и стройки

Вопросы качества подготовки строительных кадров из года в год не теряют актуальности. Остроту теме добавляют амбициозные задачи по наращиванию объемов ввода жилья, отток трудовых мигрантов из России, переход отрасли на цифровые технологии, появление новых строительных материалов, импортозамещение и многое другое.

В Тюмени на форуме «Молодой специалист – строитель будущего» говорили о будущем строителей и стройки

В Тюмени на форуме «Молодой специалист – строитель будущего» говорили о будущем строителей и стройки

В Тюмени на форуме «Молодой специалист – строитель будущего» говорили о будущем строителей и стройки

В Тюмени на форуме «Молодой специалист – строитель будущего» говорили о будущем строителей и стройки

В Тюмени на форуме «Молодой специалист – строитель будущего» говорили о будущем строителей и стройки

В Тюмени на форуме «Молодой специалист – строитель будущего» говорили о будущем строителей и стройки

В Тюмени на форуме «Молодой специалист – строитель будущего» говорили о будущем строителей и стройки

В очередной раз тему подготовки строительных кадров эксперты подняли в рамках VIII форума «Молодой специалист – строитель будущего», который прошел 27-28 сентября 2023 года на площадке тюменского Технопарка. Перспектива развития молодых специалистов на рынке труда стала одной из ключевых тем всего форума.

В круглом столе «Повседневное партнерство с работодателями – залог качественной подготовки кадров» приняли участие представители Центра опережающей профессиональной подготовки Тюменской области, регионального Департамента труда и занятости населения, Союза строителей (работодателей) Тюменской области, вузов, ссузов, предприятий стройиндустрии, ведущих строительных компаний региона.

Задача – показать красоту профессии строителя

«К сожалению, престиж профессии строителя, как и многих технических специальностей, остается у нашей молодежи на невысоком уровне. Это связано с различными факторами: начиная от падения общего уровня образования до возникновения новых профессий и возможностей «легкого» заработка. Поэтому совместная задача власти, бизнеса и образовательных учреждений – вернуть былой авторитет отрасли в целом и показать красоту и незаменимость всех строительных специальностей, которых около 100», – подчеркнул президент Союза строителей Тюменской области Андрей Никитин перед началом встречи.

В ходе работы круглого стола президент ССТО напомнил, что год назад, в октябре 2022 года, Правительством РФ принята и утверждена «Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года, с перспективой до 2035 года», где большой раздел посвящен кадровой политике: «Кадровое, научное и ресурсное обеспечение строительной отрасли». Согласно принятой Стратегии (труд объемом 130 страниц), к 2030 году в отрасль необходимо дополнительно привлечь 1,5 млн специалистов различной квалификации, ежегодно выпускать не менее 75 тыс. человек, плюс 40 тысяч дополнительно переподготавливать.

В Тюменской области подготовкой строительных кадров занимаются несколько учебных заведений профобразования и опорный вуз региона – Тюменский индустриальный университет. Ежегодно на рынок выпускается немалое количество специалистов, а отрасль при этом испытывает кадровый голод. «Хотелось бы понять, как удержать выпускников в строительной отрасли. Другой не менее важный момент – переквалификация преподавателей, поскольку при Болонской системе образования у нас разучились учить профессии», – заметил Андрей Никитин.

По статистическим данным в строительном комплексе нашего региона работают более 270 тыс. человек. Но пока не ясно, какова реальная потребность предприятий отрасли в кадрах, и какой должен быть при этом уровень квалификации выпускников. Каждый вуз и ссуз имеет свой банк данных по трудоустройству выпускников. По мнению Андрея Никитина, разрозненную информацию следует объединить и проанализировать для формирования эффективных программ обучения.

«Нужно развивать стройотрядовское движение. Хочется помочь студентам всех строительных специальностей с организацией практических занятий. Нужно повсеместно возродить институт наставничества и закрепления молодых специалистов, что, безусловно, требует внимания и помощи органов власти», – считает президент ССТО. Чтобы получить квалифицированные кадры для стройки, он призвал объединить усилия всем общественным организациям и профессиональным союзам, Центру занятости, Департаменту труда и занятости, работодателям и учреждениям образования.

Андрей Никитин заверил в том, что Союз строителей Тюменской области готов помогать общему делу всеми силами и средствами. И такие шаги делаются. В частности, для повышения престижа профессии в здании Строительного института ТИУ создан музей с экспозициями ведущих компаний строительной отрасли региона. В рядах ССТО немало предприятий, опыт работы которых с будущими кадрами стоит тиражировать. В пример были приведены АО «Мострострой-11», Тюменская домостроительная компания, Завод «ЖБИ-3», Винзилинский завод керамзитового гравия, ГК «Страна Девелопмент» и др.

Предложения президента ССТО поддержали представители регионального Центра опережающей профессиональной подготовки, выказав готовность к взаимодействию с отраслевым объединением работодателей. Да и остальные эксперты круглого стола были только «за». В целом, все находились «на одной волне»: выступая, обозначали проблемы и делились опытом их решения, обсуждали, какие компетенции необходимы для успешной карьеры в строительной отрасли. В ходе встречи обсудили и уровень востребованности строителей на рынке труда, и принципы их подготовки.

Несмотря ни на что, процент трудоустройства выпускников ТИУ и средних специальных учреждений профессиональной подготовки в нашем регионе высокий. Наталья Бенчак, начальник управления Департамента труда и занятости населения Тюменской области, отметила, что впервые в этом году фиксируется опережение уровня трудоустройства именно в группе граждан до 35 лет. Более половины молодых людей находят работу при посредничестве областной службы занятости. Причем, молодежь находит работу быстрее, чем граждане старшего возраста (с опытом). В среднем поиск рабочего места у них занимает менее двух месяцев.

Главное – крепкая связь с работодателем

По теме «Интеграция образовательных и производственных процессов – залог подготовки компетентного специалиста» выступила преподаватель многопрофильного колледжа Тюменского индустриального университета Марина Скоробогатова. Она рассказала о прекрасных отношениях учреждения профобразования с такими индустриальными партнерами, как ТДСК, компания «Мостострой-11» и Завод «ЖБИ-3». Специалисты этих предприятий активно работают с колледжем в качестве руководителей и рецензентов дипломных работ, но этого, по мнению преподавателя, не достаточно.

«Нужна более активная работа в части профориентации, проведения практик и трудоустройства выпускников. Должна быть связь поколений. Хотелось бы иметь системную связь вуза и колледжа с работодателями. Видится крепкая партнерская сеть «работодатель – учебное заведение», которую предстоит еще создать, – сказала Марина Скоробогатова. – Трудностей в процессе интеграции хватает, но вместе мы их преодолеем именно в Центре интеграции образовательных и производственных процессов, при наличии регулярной обратной связи».

Продолжая разговор о работе по профориентации, руководитель отделения ДПО Тюменского колледжа производственных и социальных технологий Анна Рахно заметила, что работу эту должны вести в школах «носители профессий», а не классные руководители или учителя труда. Поэтому, однозначно, у школ и колледжей должна быть крепкая связь с производством, с предприятиями и организациями, специалисты которых могут составить у молодежи правильное представление о той или иной профессии.

В продолжение темы выступила руководитель службы управления персоналом АО «Мостострой-11» Елена Волкова, сделав акцент на траектории кадрового развития молодежи. Помимо традиционных связей с институтами и колледжем ТИУ, у тюменских мостостроителей есть еще один проект вовлечения обучающихся в профессию – это корпоративный строительный отряд.

«Пусть простят меня РСО, при всем уважении к молодежной организации, нам выгоднее работать напрямую с вузами и ссузами при приеме ребят на работу во время трудового семестра. Берем на дорожные работы ребят со специальными навыками, которые они уже получили в колледже, техникуме или вузе. Например, студентов 2-го курса института или колледжа. Они уже многое узнали в теории, а на наших стройках получают практический опыт по своей специальности», – рассказала представитель АО «Мостострой-11» и показала ролик с комментарием одного из таких практикантов.

Студент был очень доволен работой «на линии», а больше всего ему запомнились мостовики и дорожники – работники АО «Мостострой-11». «Они – профессионалы своего дела и внимательные к нам люди: всегда придут на помощь, доступно и с юмором объяснят, если что-то не понятно или не получается. Быт налажен. Комфортно было работать в таком коллективе», – искренне признался молодой человек.

Кроме того, Елена Волкова рассказала об адаптации молодых специалистов на предприятии. В АО «Мостострой-11» формируется кадровый резерв, за каждым молодым специалистом или практикантом закреплен наставник, который фиксирует успехи и неудачи «студента» на объекте. В свою очередь, практикант тоже заполняет «оценочный лист», указывая «косяки» наставника. Проводится анализ и обсуждение полученных результатов. Можно сказать, устанавливается «двусторонняя обратная связь». В конечном итоге это положительно влияет и на производственные процессы, и на формирование кадрового состава предприятия. С одной стороны, объективные замечания молодых специалистов помогают совершенствовать подходы к организации и проведению производственной практики или стажировки, с другой стороны – оцениваются способности соискателя и принимается решение о возможности его трудоустройства на постоянной основе.

В АО «Мостострой-11» есть проекты для молодежи. Например, в рамках проекта «Молодой сварщик» отработана на базе колледжа подготовка сварщиков II разряда. Проект «Путевка в жизнь» подразумевает обучение по одной из рабочих профессий, востребованных в компании. Студенты и учащиеся стажируются, вовлекаясь в производственный процесс.

Наставником быть не каждому дано

Тему наставничества, как инструмента развития производственного персонала, шире раскрыла менеджер по персоналу ООО «СВЕЗА-Тюмень» Лина Смуток. Она продемонстрировала коллегам фильм о заводе и призналась, что деревообрабатывающее предприятие с 90-летней историей (Тюменский фанерный завод был создан в 1934 году) в настоящее время испытывает кадровый голод.

«Нам сложно конкурировать с компаний «Мостострой-11» и другими крупными предприятиями области. Производство у нас не настолько автоматизировано. Основной поставщик кадров – Тюменский колледж производственных и социальных технологий, и наставничество у нас – неотъемлемая составляющая подготовки квалифицированных кадров», – констатировала Лина Смуток.

Как рассказала представитель завода, на их предприятии наставничество направлено на быстрое обучение новых работников с целью расширения персонала, а также на повышение квалификации специалистов. Причем, наставников тоже обучают: тому, как правильно учить, а не только передавать свой богатый опыт.

На ООО «СВЕЗА-Тюмень» разработана система стажировок, для новичков предусмотрен период адаптации. Но и текучесть кадров присутствует, поэтому на заводе разработана «система мотивации». Задачи, которые на сегодня для предприятия являются главными, это повышение профессионализма сотрудников и сокращение «текучки».

«Цель наставника – адаптировать, обучить, воодушевить, добиться результата. Если результат положительный – стажер получает допуск на производство, а наставник – нового подопечного. Причем, оцениваются усилия обоих через заполнение анкет, – поделилась Лина Смуток. – Трудность заключается в том, что обучаем мы в большинстве своем не студентов, а взрослых людей, у которых тоже есть какой-то производственный и жизненный опыт – каждый из них со своим пониманием профессионализма». Поэтому ведется работа по повышению статуса наставника. Есть определенные критерии отбора. Не каждый может быть наставником, тем более – у взрослого. Наставничество – большой труд, который должен быть поощрен работодателем.

Лучшие практики нужно «подсветить»

Из выступлений на круглом столе видно, что все эксперты рынка в теории четко представляют, что и как делать, чтобы получить квалифицированного рабочего или «грамотного» инженера, как удержать специалистов на производстве и пр. Для изменения «кадровой ситуации» делается многое и на практике. Каждый из экспертов поделился своими идеями и наработками. Однако результат и сегодня оставляет желать лучшего. Что же еще такого придумать, чтобы всё «полетело» и сложилось? Москва знает и готова работать с регионами.

По словам руководителя Кадрового центра Минстроя России Елены Сенкевич, для плодотворной совместной работы есть все механизмы. Проблема в том, что «нет людей» для закрытия потребностей рынка – мало работоспособного населения, в чем повинен «демографический фактор».

Чтобы справиться с ситуацией, представитель Минстроя предлагает активнее работать со школьниками (несмотря на скептические высказывания некоторых участников круглого стола): проводить открытые уроки по профориентации с 6-го класса; развивать промышленный туризм с привлечением старшеклассников; совместно с индустриальными партнерами организовывать мастер-классы.

Елена Сенкевич отметила положительный опыт работы со студентами таких компаний, как ТДСК и «Мостострой-11». В других регионах есть свои хорошие примеры. Чтобы о них узнали, как можно больше строительных компаний и образовательных учреждений, нужно их «подсветить для всех»: есть идея создать «практический кейс» на сайте Кадрового центра Минстроя – будет некая «методичка» с рекомендациями по применению лучших практик.

Наставничество Елена Сенкевич считает вынужденной мерой, но необходимой на сегодняшнем этапе. Хорошей практикой является получение студентами строительных вузов рабочей специальности: такие дополнительные модули в период обучения будущих инженеров позволяют начать познавать профессию с нуля, «с сапог», «на уровне лопаты».

«Любая компания может это применить у себя на производстве и тем самым снизить текучесть кадров, – считает руководитель КЦ Минстроя. – Есть вузы и ссузы, где обучающиеся вместе с преподавателями готовы участвовать в проектах по разработке мастер-планов городов… Можно по-разному, но с интересом, постигать будущую профессию. Стройка – это более 500 направлений. Работодатель должен быть заинтересован в работе по подготовке кадров».

На этой ноте круглый стол завершился, но работа в направлении качественной подготовки кадров для российской стройки продолжается. Параллельно с круглым столом на площадке Технопарка прошла встреча лидеров отрядного движения с учащимися техникумов и колледжей – будущими стройотрядовцами. И здесь тоже главным является заинтересованность работодателей в воспитании «строителя будущего».

Добавим, что молодежный трек «Молодой специалист – строитель будущего» из Тюмени перекочевал в Екатеринбург, где в настоящее время проходит Международный форум и выставка 100+ Technobuild. Сегодня участников ждут экскурсии на строительные и производственные площадки уральской столицы, а завтра – деловая игра «Проект будущего 2048» и круглый стол «Я – строитель. Траектория карьерного роста».

О работе делегации Тюменской области на мероприятиях форума 100+ читайте в наших публикациях.

Светлана Ахмеднабиева


  

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.